штрафы

Автоперевозчики, не оплатившие штрафы, начисленные по системе «Платон», не смогут выехать за границу. Если факт уклонения от уплаты штрафа зафиксирован уже после выезда, автоперевозчики не смогут въехать обратно на территорию России, не уплатив штраф.

Об этом говорится в постановлении правительства от 26 декабря 2016 года № 1483. Согласно документу, контролировать соблюдение требований законодательства будут таможенные органы.

Кроме того, отмечается, что постановление разработано в соответствии с рекомендациями рабочей группы по мониторингу функционирования системы «Платон», чтобы усилить контроль над внесением платы и создать равные условия для российских и иностранных грузоперевозчиков. Последние зачастую уклоняются от оплаты возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также от уплаты начисленных штрафов.

Между тем, ситуация со сбором средств в Дорожный фонд с помощью системы «Платон» напоминает происходящее сегодня на рынке тахографии — законопослушные игроки рынка несут дополнительные расходы и выполняют жесткие требования законодательства, а «серые» мастерские и уклоняющиеся от оснащения своего парка «правильными» тахографами грузоперевозчики получают дополнительную выгоду. При этом контроль со стороны надзорных органов за выполнением требований законодательства в части оснащения и использования тахографов практически отсутствует.

Согласно статистике, в системе «Платон» зарегистрировано 662910 машин резидентов РФ и 123770 машин нерезидентов — то есть иностранных грузоперевозчиков. За 13 месяцев, прошедших с начала действия «Платона», резиденты и нерезиденты перечислили в Дорожный фонд 18,1 млрд рублей. Однако в России зарегистрировано 1,9 млн грузовиков массой свыше 12 тонн. Другими словами, две трети автомобилей не выполняют требования законодательства и не перечисляют средства по системе «Платон». Более того, получается, что каждый грузовик в течение года заплатил за проезд по 23068 рублей. Стоимость километра составляет 1,53 рубля. В среднем получается, что каждый грузовик проехал в течение года лишь 15 тысяч километров. Это мало, даже с учетом того, что одни грузовики могут практически не выезжать на федеральные трассы, другие — не использоваться, а лишь числиться в базе и прочее.

Как и в ситуации на рынке тахографов, контроль над грузоперевозчиками практически отсутствует — роль надзорных органов выполняют видеокамеры, установленные на дорогах. Однако на каждом километре камеры не поставишь, а водители, как отмечается на многочисленных форумах, научились обманывать систему «Платон». Это и переоформление машин на частных лиц, и выключение бортовых устройств, и десятки других способов.

Однако в случае с «Платоном» есть одно кардинальное отличие: система приносит миллиарды рублей государству, и власти в 2017 году намерены ужесточить законодательство, чтобы прикрыть часть лазеек.

Комитет Госдумы по транспорту готовит законопроект, запрещающий частникам регистрировать на себя грузовики массой свыше пяти тонн, если они не собираются заниматься предпринимательской деятельностью или не получит патент. Как заявил глава комитета Евгений Москвичев, в 2015 году комитетом был принят закон о том, чтобы штрафы за перегруз на автомобильных дорогах составляли для юрлиц 200-300 тысяч рублей, а для физических лиц — три-пять тысяч. «Мы увидели, что за полтора года юридические лица переоформили свои самосвалы, грузовые автомобили на физических лиц — 320 тысяч штук за полтора года», — сказал депутат.

По его словам, законопроект пока не внесен в Госдуму, так как нет понятия «патент».

«Правительство сейчас над этим работает, и мы будем решать эти вопросы», — отметил Евгений Москвичев.

В конце прошлого года было также объявлено, что система «Платон» в 2017 году подорожает в два раза — до 3 рублей 6 копеек с 1 километра. Как сказал министр транспорта Максим Соколов, в течение года система «Платон» отработала в нормальном режиме, пора переходить на новый тариф.

«На данный момент на строительство и модернизацию дорожной сети тратятся бюджетные средства. Инфраструктура построена на народных деньгах, а на ней зарабатывают коммерческие структуры», — сказал министр.

«Коммерческий грузовик более 12 тонн наносит дорожному полотну ущерб, равный проезду 20-30 тыс. легковых автомобилей. Смысл системы „Платон“ в том, чтобы создать равные условия для использования дорог всеми видами транспорта».

Как отметил в интервью ТАСС член комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Тен, это будет не повышение тарифа в два раза, а возврат к первоначальным планам.

«Когда вводилась система взимания платы „Платон“, цена устанавливалась именно в размере 3 рублей 6 копеек», — пояснил он. Однако от этого было решено отказаться до осени 2016 года, после чего планировалось вернуться к обсуждению тарифного вопроса.

Порядка на рынке грузоперевозок станет больше, если не только будет ужесточено законодательство, но и заработает контроль над его исполнением. В противном случае платить «за себя и за того парня» будут законопослушные перевозчики.

Добавить комментарий