проблемыКаждому дальнобойщику наверняка знакомо желание остановиться, проделав долгий путь, в каком-нибудь хорошем кафе с вкусной кухней, возможностью передохнуть, да еще и с гарантией сохранности перевозимого груза. Увы, но пока в нашей стране такие желания так и остаются желаниями, и от реальности они далеки. Европа в этом отношении шагнула далеко вперед: там на каждых 50-60 километрах трассы располагаются заправочные станции, автомобильные сервисы, стоянки, кафе, а также магазины, где можно приобрести различные необходимые товары.
Данная проблема стала еще более актуальной тогда, когда вступили в силу требования  по обязательному оснащению большегрузного транспорта такими приборами, как тахографы. Эти устройства стоят на страже труда и отдыха дальнобойщиков, запрещая им тратить на дорогу больше положенного времени. Так, в соответствии с приказом Министерства транспорта N 15, средняя продолжительность ежедневной смены не должна быть больше 8 часов. Эта норма распространяется на водителей, которые работают 5 дней в неделю и имеют два выходных дня. Если данное правило не будет соблюдаться, появляется вероятность того, что под воздействием усталости водитель теряет концентрацию и внимание, что, в свою очередь, приводит к непоправимым последствиям и, безусловно, является прямым нарушением с точки зрения закона.
Существование европейской системы тахографического контроля измеряется уже десятками лет. На сегодняшний день там данными приборами оборудован почти весь пассажирский и грузовой транспорт. Если оценить тахографы, устанавливаемые в Европе и в России, то сразу же можно увидеть разницу в двух системах. Директор по развитию ООО «ФДО-МЕТТЕМ» Геннадий Мирошин, говоря о функциях тахографа компании «Continental» европейского образца, отметил, что их количество постоянно растет. Прибор сам подсказывает водителю, какое количество времени он может провести в дороге до момента начала отдыха. Кроме этого, у этого тахографа есть прямая связь с мобильным телефоном, что позволяет водителю узнавать необходимую информацию посредством мобильного телефона. По словам Мирошина, уже к 2016 году у тахографа появится функция расчета расстояния, которое необходимо проделать до ближайшей автомобильной стоянки. Кроме того, будет даже указываться число свободных мест на ней, а водитель сможет зарезервировать место для своего ТС. Российский прибор, в отличие от европейского, такими функциями не обладает. Эксперты, однако, говорят о том, что уже осенью у российского аналога появится функция подсказки оставшегося до начала отдыха времени.
В России первый закон, по которому владельцам грузового и пассажирского транспорта необходимо устанавливать тахограф, начал свое действие 1 апреля 2014 года. В течение пройденного с этого момента времени в России число стоянок, рассчитанных на большегрузные ТС, увы, не изменилось в сторону увеличения. Именно поэтому сегодня как никогда актуальным становится вопрос создания придорожного сервиса.
Своим взглядом на данную проблему поделился Андрей Тютченко, занимающий пост заместителя начальника автотранспортной службы. Он считает, что самое важное — это качество услуг, которые предоставляют объекты придорожного сервиса. Не менее важным становится создание хороших дорог, позволяющих водителю передвигаться на своем ТС с максимальным комфортом. Стоит обратить внимание, по мнению Тютченко, на общую инфраструктуру стоянки. Так, в ней должен присутствовать весь арсенал техпомощи с зонами отдыха, банкоматами, магазинами и другими важными объектами. Наконец, такой вопрос, как цена услуг, также весьма важен.
Проблема безопасности груза требует своего решения. Всё дело в том, что при отсутствии стоянок водителю не удается расслабиться и полноценно отдохнуть, поскольку он несет ответственность за груз и его сохранность. Водители вынуждены выстраивать свои транспортные средства в ряды, чтобы не только их груз, но и они сами оказались в безопасности.
Сами дальнобойщики также отмечают значительное отставание отечественного сервиса от зарубежного. Европейские дороги гораздо совершеннее, стоянок для большегрузного транспорта там много, и в них всё продумано. Дальнобойщик Антон Берсенев считает, что придорожный сервис необходимо взять под строгий государственный контроль, поскольку поиск стоянки на сегодняшний день является настоящей проблемой, приводящей к тому, что приходится водителю отдыхать, оставаясь в салоне своего автомобиля. При всем при этом, важно следить за грузом и, получается, что о полноценном отдыхе остается только мечтать. Берсенев отметил и слишком высокие, а порою и вовсе заоблачные цены на товары и услуги, установленные в существующих дорожных объектах России.
Нельзя не упомянуть и о проблеме так называемых «самостроев», иначе говоря о построенных на нелегальной основе кафе и магазинах. Для того, чтобы их деятельность была законной, владельцы должны получить от «Росавтодора» соответствующее разрешение, а после пройти переаттестацию. Затем с ними заключат договор, и они будут присоединены к дорогам федерального значения.
На сегодняшний день вопрос создания достойного придорожного сервиса в нашей стране находится в поле широкого обсуждения, в котором принимают участия специалисты, игроки бизнеса и различные средства массовой информации узкой направленности. 9 июля этого года в Росавтодоре провели заседание рабочей группы, посвященное проблеме развития объектов дорожного сервиса. Состоялся первый по счету этап исследования, который был направлен на анализ существующих объектов, также удалось узнать, насколько объекты соответствуют стандартам международного уровня. Был разработан классификатор и критерии, определяющие частоту размещения объектов. В рамках обсуждения специалисты предложили внести изменения в ныне действующие нормативные документы. Наконец, участники обсудили тему, посвященную безопасности.
Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников уверен, что инфраструктуре отводится одна из главных ролей в вопросе обеспечения дорожной безопасности. При этом он считает неверным проводить сравнения европейских и российских сервисов, поскольку размеры стран слишком разные. Размер любого государства Европы соответствует размерам российского центрального округа. Несмотря на это, в нашей стране уже запущен процесс, направленный на то, чтобы устранить проблемы, появляющиеся в дорожном сервисе.  Законодатели сегодня, как никогда прежде, должны оказать поддержку малому и среднему бизнесу. Так, необходимо содействовать созданию объектов, в которых дальнобойщики смогут не только отдохнуть, но и получить необходимые им услуги и помощь. Очевидно, что у водителя, у которого была возможность хорошо поесть, полноценно выспаться, переключить внимание на чтение газеты, или просмотр фильма, сядет за управление своего автомобиля в бодром состоянии, а его внимание в пути не будет рассеиваться из-за усталости.

Добавить комментарий