форумВ преддверии, который пройдет на ВДНХ с 28 октября по 1 ноября и соберет экспертов в области технологического развития со всего мира, мы пообщались с некоторыми участниками предстоящего события о том, что они представят на крупнейшем в России мероприятии, посвященном новым технологиям и мировым инновационным трендам. Сегодняшний наш собеседник — министр транспорта Российской Федерации Максим Юрьевич Соколов.

Максим Юрьевич, какие инфраструктурные проекты, направленные на развитие и поддержку инноваций министерство планирует представить в ходе форума?

На форуме мы планируем представить и обсудить сразу несколько проектов, среди которых: система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (СВП); строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань» (ВСМ «Москва – Казань») и применение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на транспорте.

Каждый из проектов представляет инновационные решения, направленные на использование отечественных технологий и оказание положительного влияния на экономику страны: прирост ВВП, повышение инвестиционной привлекательности, предотвращение дополнительных расходов из федерального бюджета, повышение безопасности жизни граждан.

Какой объем средств министерство планирует выделить/привлечь для реализации этих инфраструктурных проектов?

Согласно заключению госэкспертизы, стоимость строительства ВСМ «Москва — Казань» составит 1 триллион 68 миллиардов. В финансировании проекта участвует китайская сторона, которая в настоящее время рассматривает возможность увеличения кредитов на 150 миллиардов. Ранее, согласно подписанному меморандуму, предполагалось инвестирование 250 миллиардов с китайской стороны. Принципиальным условием является то, что все строительство ведется на паритетных началах, 80% всех материалов будет российского производства, что означает очень крупный заказ для нашей промышленности.

Что касается СВП, особенность этого проекта в том, что Росавтодор не тратит ни единого рубля из федерального бюджета на создание системы взимания платы и ее элементов. Автоматизированная система реализуется полностью за счет средств инвестора, при этом Федеральный дорожный фонд получает новый источник финансирования проектов дорожного хозяйства. Ожидается, что ежегодный объем поступлений в Федеральный дорожный фонд от реализации проекта составит около 40 млрд рублей в год. У инвестора, ООО «РТ – Инвест Транспортные Системы», есть оценка капитальных расходов, однако они не связаны только с первоначальным строительством. В течение срока концессии предполагается периодическая замена оборудования, кроме того экономическая ситуация постоянно меняется. В среднем в мире подобные проекты окупаются не раньше чем через 7-10 лет.

Третий проект, который также будут представлен на форуме – «ЭРА-ГЛОНАСС». О его значимости говорит тот факт, что вопросы функционирования системы регулируются отдельным федеральным законом. Для обеспечения функционирования системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и выполнения требований закона в 2016 году необходимо финансирование в объеме чуть больше 1 млрд руб. (1,07). При этом необходимо отметить, что объемы финансирования системы «ЭРА-ГЛОНАСС» соответствуют ее масштабу. Указанные расходы федерального бюджета в полной мере оправданы, так как эффективно функционирующая система «ЭРА-ГЛОНАСС» является важнейшим элементом транспортной безопасности, направленным на решение важной государственной социально-значимой задачи – спасение человеческих жизней. По оценкам специалистов, внедрение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в Российской Федерации позволит спасать жизни около 4 тысяч человек ежегодно, экономический эффект от реализации проекта к 2020 году составит более 66 млрд рублей.

Какие регуляторные инициативы/предложения, направленные на поддержку инноваций, а также на импортозамещение, министерство планирует представить в рамках форума?

Сегодня сфера автомобильного транспорта – одна из наиболее инновационных отраслей. Во многом это связано с расширением использования навигационных, информационных и телекоммуникационных технологий на автомобильном транспорте. Например, развитие технологий беспилотных транспортных средств уже в перспективе 10-15 лет приведет к революционным изменениям всего транспортного комплекса, сравнимым по своему значению с появлением самого автомобиля.

И уже сегодня, совместно с АО «КАМАЗ» и госкомпанией «Автодор», мы приступили к разработке отечественных беспилотных технологий для автомобильного транспорта и соответствующей дорожной инфраструктуры. Параллельно Минтранс России разрабатывает государственную информационную систему навигации на автомобильных дорогах, которая совместно с национальной технологической инфраструктурой системы «ЭРА-ГЛОНАСС» создает предпосылки, основу для создания и развития интеллектуальных транспортных систем и беспилотных транспортных средств.

Для развития указанных импортозамещающих и инновационных проектов мы активно работаем по совершенствованию законодательства, в том числе в области технического регулирования. Ключевой фактор успеха здесь – объединение усилий и ресурсов государства и участников рынка, а также согласованное, а при необходимости и опережающее, формирование необходимой нормативной правовой и нормативно-технической базы на национальном и межгосударственном уровне. Именно так последние годы мы успешно развивали сферу внедрения навигационных и информационных технологий на транспорте.

Каких результатов министерство рассчитывает достичь в случае реализации этих инициатив/предложений?

Российская Федерация создала и эксплуатирует одну из двух действующих в настоящее время глобальных навигационных спутниковых систем – систему ГЛОНАСС. В случае реализации наших предложений именно система «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечит широкомасштабное применение технологий ГЛОНАСС на самом массовом автомобильном транспорте не только в Российской Федерации, но и в странах Таможенного союза. Созданные на основе системы «ЭРА-ГЛОНАСС» продукты, решения и сервисы будут иметь экспортный потенциал.

Сегодня нам всем очевидно, что чувствительные технологии, к которым относятся и навигационные, по максимуму должны быть отечественными и импортозамещающими. Для этого нам надо активнее поддерживать российских разработчиков и производителей навигационных чипсетов и оборудования, отечественных сервис-провайдеров услуг с использованием технологий ГЛОНАСС. Инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит эффективно решать и эти задачи. Именно поэтому проект включен в сводный план импортозамещающих проектов по применению изделий микроэлектроники российского производства и «дорожную карту» по развитию отечественной микроэлектроники.

Добавить комментарий