фас

На вопросы журнала «Вестник ГЛОНАСС» по особенностям предотвращения нарушений антимонопольного законодательства в сфере сервиса и услуг на основе навигационно-информационных технологий отвечает начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева.

— Елена Александровна, сохраняет ли актуальность в 2016 году такая тема, как «Нарушения антимонопольного законодательства, касающиеся внедрения, использования и развития системы ГЛОНАСС»? В каких отраслях и сферах деятельности состояние с нарушениями наиболее критично?

— В 2016 году актуальность данной темы сохраняется, так как будет продолжено использование и дальнейшее внедрение ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Также планируется принятие и последующая реализация постановления Правительства РФ «Об определении сфер, в которых создание государственных информационных систем, информационных систем, входящих в состав объектов концессионных соглашений, при функционировании которых предполагается использование навигационной информации, осуществляется на основе обязательного использования технических средств, и (или) технологической инфраструктуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Ситуация с нарушениями в данной сфере обстоит следующим образом.

В 2014 году было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). В ходе рассмотрения дела №1-15-16/00-11-14 Комиссией ФАС России было установлено, что на территории г. Санкт-Петербург и Ленинградской области тестирование абонентских телематических терминалов, установленных на транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов выполнялось ООО «ГЛОНАСС Северо-Запад».

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2012 № 20 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (далее – Приказ № 20) функция тестирования абонентского телематического терминала была закреплена за территориальными управлениями Ространснадзора.

Комиссия признала факт наличия нарушения, однако, принимая во внимание, что Решением Верховного Суда РФ Приказ № 20 признан недействующим, предписание решено не выдавать.

— Какие нарушения в области внедрения навигационно-информационных технологий наиболее популярны со стороны хозяйствующих субъектов или различных органов исполнительной власти?

В 2013 году было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее — Управление Ространснадзора по СКФО) по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в передаче полномочий органа власти хозяйствующему субъекту, а именно заключении соглашения о взаимодействии и информационном обмене между Управлением Ространснадзора по СКФО и оператором навигационно-информационной системы в Ставропольском крае – ОАО «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края» (далее — Соглашение), в соответствии с которым на ОАО «РНИЦ СК» возложены функции тестирования абонентских телематических терминалов на соответствие техническим требованиям Приказа № 285, получения мониторинговой информации со всех транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и перевозку опасных грузов на территории Ставропольского края, хранения и передачи ее в автоматизированный центр контроля и надзора (далее — АЦКН) Ространснадзора, а также по признакам нарушения Управлением Ространснадзора по СКФО и ОАО «РНИЦ СК» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в реализации Соглашения и препятствии доступу на рынки услуг по передаче мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля регионального управления Ространснадзора (уклонении от заключения соглашений подобных Соглашению с ОАО «РНИЦ СК» с другими хозяйствующими субъектами).

В рамках рассмотрения дела комиссия приняла решение о привлечении в качестве ответчика по делу Правительства Ставропольского края в связи с обнаружением признаков нарушения Правительством Ставропольского края и ОАО «РНИЦ СК» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении устного соглашения о наделении ОАО «РНИЦ СК» статусом регионального оператора навигационно-информационного центра в Ставропольском крае без проведения процедур отбора с последующим направлением Правительством Ставропольского края в адрес Управления Ространснадзора по СКФО предложения о заключении соглашения о взаимодействии и информационном обмене с ОАО «РНИЦ СК», в целях получения ОАО «РНИЦ СК» возможности оказывать услуги, в том числе, по передаче мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора.

Комиссия признала факт наличия нарушения.

Также в 2013 году было возбуждено дело в отношении Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее — УУГАДН Ространснадзора) по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении хозяйствующих субъектов, в том числе на территории Ямало-Ненецкого автономного округа государственное унитарное предприятие Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямал-инфотех» (далее — ГУП ЯНАО «Ямал-инфотех») функцией по проведению тестирования аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее — абонентский телематический терминал).

В соответствии с пунктом 5 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2012 № 20 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для  коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (далее – Приказ № 20) функция по тестированию абонентских телематических терминалов закреплена за территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Комиссия признала факт наличия нарушения.

— В настоящее время в России самые активно развивающиеся темы, использующие технологии спутниковой навигации, это «ЭРА-ГЛОНАСС» и оснащение большой группы автотранспорта тахографами. Назовите наиболее возможные риски, с точки зрения нарушения антимонопольного законодательства.

— Учитывая, что услуги, предоставляемые ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», будут реализованы на территории всей Российской Федерации, требуется уделить особое внимание дальнейшему комплексному внедрению, использованию и развитию ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Источник: http://www.vestnik-glonass.ru/stati/fas-budet-udelyat-sisteme-eraglonass-osobe-vnimanie/

Добавить комментарий